» » Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования

Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования

В.Путин:Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы сегодня сучастием руководителей регионов ипредставителей политических партий обсудим один изнаиболее важных вопросов нашей жизни– поговорим осистеме общего образования, онашей школе. Напомню, этой теме было уделено особое внимание ивПослании Федеральному Собранию.

Вначале 2000-х годов мы обозначили укрепление человеческого потенциала, человеческого капитала вкачестве одного изнаших важнейших приоритетов натовремя, которое мы считали таким, загоризонт которого можем посмотреть: 10лет назад стартовал национальный проект «Образование», затем в2011–2013годах была проведена модернизация региональных систем общего образования.

Хочу поблагодарить всех, кто принимает самое активное участие вреализации наших планов– общественных деятелей, учителей, директоров школ, представителей политических партий идвижений. Иконечно, руководителей регионов, муниципалитетов– все ваши команды.

Я знаю, имы сегодня, конечно, будем обэтом говорить: унас ещё очень много нерешённых проблемных вопросов. Ночто очень важно, ипочему мы сегодня решили поднять этот вопрос: кэтой теме, также как иктеме здравоохранения, мы должны возвращаться постоянно, она недолжна никогда унас уходить навторой план.

Знаете, это как соскорой помощью: провели всвоё время мероприятие, деньги изфедерального бюджета качнули, обновили парк, обновили оборудование внадежде нато, что затем врабочем режиме, ритмично будем поддерживать соответствующий уровень иидти дальше, апотом раз-раз-раз– ивсё сползло. Нивздравоохранении, нивобразовании ничего подобного допускать нельзя. Поэтому мы поговорим опроблемах.

Носейчас хотелбы отметить ипозитивные изменения, которые произошли всфере общего образования как результат нашей совместной работы, что удалось сделать.

Всё‑таки удалось улучшить условия обучения ребят, причём нетолько вкрупных городах, ноивсельских школах, всельской местности. Сейчас практически все школы вРоссии подключены кинтернету. Помню, когда мы начинали эту программу, казалось, что иденьги немереные, иникогда мы это неподнимем сэтой огромной нашей территорией– нет, ничего, вцелом получилось.

Школы располагают современным оборудованием, спортивными залами. Профессия учителя вновь становится уважаемой ипрестижной, привлекательной иинтересной для молодых специалистов.

Серьёзно выросла зарплата педагогов. Напедагогические специальности ввузах, впедагогические вузы увеличился конкурс. Майскими указами 2012года поставлена задача– обеспечить среднюю заработную плату педагогических работников науровне средней поэкономике.

Ещё раз хотелбы сказать то, очём говорил многократно. Конечно, знаю тезисы, согласно которым если ужпедагогам платят среднюю [зарплату] поэкономике, тонужно это распространить чутьли ненавсех. Унас все профессии уважаемые, все люди труда должны пользоваться вниманием изаботой общества.

Новсё‑таки есть фундаментальные вещи, иодна изтаких фундаментальных вещей– это образование, школьное образование. Все мы хотим, все без исключения, чтобы наши дети были лучше, чем мы. Адля этого мы обязаны обеспечить им соответствующий уровень подготовки вшколах.

Для того чтобы это произошло, нужно неснижать внимание кучителям. Итеперь этот уровень– средняя поэкономике заработная плата для учителей– стал положением закона. Его нужно выполнять, несмотря нинакакие, даже объективные, трудности. Потому что если мы небудем делать позитивных движений вфундаментальных областях, унас иизменения клучшему никогда ненаступят. Я хотелбы обратить наэто [внимание] наших коллег изсубъектов Российской Федерации.

Уважаемые друзья! Считаю, что наближайшее десятилетие мы можем поставить перед собой цель нового уровня идругого масштаба– сделать российскую школу одной излучших вмире. Убеждён, такая задача способна идолжна объединить все политические силы, все уровни власти, граждан страны; она отвечает изапросам общества, изадачам национального развития. Важно вместе определить наиболее эффективные, действенные инструменты реализации наших планов.

Конечноже, мы должны учитывать тенденции глобального развития, аэто практически взрывное развитие технологий ипереход кновому технологическому укладу. Ишкола тоже должна идти вногу современем, агде‑то иопережать его, чтобы готовить ребят кдинамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями иумениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования.

При этом нельзя забывать обазовых, непреходящих вещах– гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить ипередать новым поколениям духовное икультурное наследие народов России: историю, русский язык, великую русскую литературу, языки народов Российской Федерации, достижения вгуманитарных областях. Вэтом сила страны, способность нации отвечать налюбые вызовы, изадача воспитания неменее значима, чем обучение, подготовка кадров для новой экономики.

Вовсе времена воснове качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования кэтой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянногосамосовершенствования, для повышения квалификации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. Вэтой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей. Ипозволю себе выделить здесь несколько направлений.

Первое– это внедрение современных программ подготовки иповышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие вэтой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей иведущих школ страны. Иконечно, необходимо задействовать ресурсы недавно созданного нами Центра поддержки талантливых детей «Сириус», он должен стать также иисточником передовых практик обучения.

Второе– это внедрение эффективного механизма материального иморального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов кразвитию, кнепрерывному профессиональному росту. Вы знаете, что сейчас учителям присваиваются звания, категории, изаэто предусмотрены денежные надбавки. Нопофакту эта система взначительной степени потеряла свою стимулирующую роль.

Человек добился определённых успехов, вышел нановый профессиональный уровень иостановился, аположенную надбавку воспринимает просто как часть заработной платы. Право надополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать. Вэтом случае уучителя появится мотив кприобретению новых знаний иновых навыков.

Третье. Понятно, что исаму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя иего потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, иглавной должна быть оценка нечиновника, аколлег, профессионального сообщества.

Иещё один момент. Укаждого изнас были учителя, которые вполном смысле слова стали нашими наставниками, нетолько привили любовь кпредмету, ноипомогли выбрать цель, научили важнейшим нравственным принципам, вомногом определили наше будущее.Безусловно, каждый изнас благодарен таким учителям, иблагодарны мы им заэто всю жизнь. Каждый изнас искренне считает, что именно такие педагоги достойны самых высоких званий инаград.

Современные информационные технологии позволяют создать механизм оценки учителей, втом числе наоснове мнения выпускников школ, тех, кто уже вошёл вовзрослую жизнь иуже свысоты каких‑то прожитых лет, времени может дать действительно заслуженную, справедливую оценкусвоим школьным наставникам. Я прошу Правительство разработать ивнедрить общенациональную систему профессионального роста учителей.

Добавлю, что Россия славится нетолько учителями, унас всегда были ивыдающиеся руководители образования, руководители школ ивМоскве, ивдругих городах страны. Они создавали по‑настоящему сильные средние учебные заведения сособой атмосферой, сталантливым педагогическим коллективом.

Считаю, что мы должны серьёзно обновить, усовершенствовать систему отбора ипрофессионального развития директоров школ, чтобы вшколу приходили яркие, увлечённые своим делом молодые управленцы. Этот позитивный процесс, который уже наметился, нужно, безусловно, поддержать.

Далее. Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку напедагогов иобразовательные организации вцелом. Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчётную работу взяли насебя прежде всего учредители школ. Вбольшинстве случаев ими являются муниципальные, атакже региональные организации органов власти. Я полностью согласен сэтим предложением наших коллег израбочей группы.

Следует также упорядочить количество контрольно-надзорных мероприятий вотношении школ. Соответствующие решения должны быть приняты как можно быстрее. Понятно, что вэтой сфере, где речь идёт ожизни издоровье детей, строгий контроль, безусловно, необходим, нонужно организовать его таким образом, чтобы немешать педагогам заниматься своим главным делом– учить ребят.

Уважаемые коллеги! Мы продолжим работу посозданию комфортных условий обучения. Вследующем году изфедерального бюджета выделяется 50 миллиардов рублей настроительство, ремонт иреконструкцию школ. Обращаю ваше внимание, это региональное имуниципальное дело, это прежде всего обязанность регионов имуниципалитетов. Мы изфедерального бюджета выделяем эти средства.

Кстати говоря, это незначит, что эти средства должны замещать региональные деньги. Нивкоем случае. Врегионах как предусматривались средства наразвитие школ ишкольного дела, так они там идолжны остаться.

Уже вближайшие годы должна быть ликвидирована третья смена вшколах, азатем нужно добиться, чтобы ученики как минимум начальных истарших классов учились водну смену.

Обращаю также внимание глав субъектов нанеобходимость обеспечить единые социальные гарантии детям вне зависимости отформ собственности школы, вкоторой ребёнок учится, будь тофедеральная, региональная, муниципальная или частная. Речь прежде всего идёт ольготном питании детям-инвалидам идетям измногодетных или малообеспеченных семей.

При этом, повторю, наша задача гораздо шире– сформировать по‑настоящему современную образовательную среду, втом числе для детей сограниченными возможностями поздоровью. Необходимо вполной мере использовать преимущества информационных технологий идистанционного управления, дистанционного обучения вданном случае.

Поддерживаю предложение рабочей группы Госсовета создать общедоступную электронную школу для каждого школьника страны, где будут размещены учебные материалы ипособия, лекции наших знаменитых педагогов иучёных, чтобы ушкольника, уучителя была возможность пользоваться самымисовременными информационными ресурсами иобучающими программами. Идля этого прошу проработать вопрос обувеличении скорости подключения ксети Интернет учреждений общего образования.

Далее. Уже вшколе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована нарынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу подуше, получали достойный заработок, могли состояться вжизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация недолжна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача– привлечь кэтой работе нетолько вузы, техникумы, ноибизнес, прежде всего крупный исредний.

Если предприниматель мыслит наперспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать сошколой. Это нетолько вложение средств встроительство новых учреждений, хотя иэто очень важно. Кстати говоря, унас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги вразвитие школьного дела, встроительство школ, воборудование школ вМоскве, вдругих регионах. Я хочу воспользоваться случаем, я знаю многих таких людей лично, хочу их всех заэто поблагодарить. Надеюсь, что они наэтом останавливаться небудут, адругие их коллеги избизнеса будут присоединяться ктакому движению. Ноэтого тоже недостаточно. Нужно рассказывать опредприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки ифакультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы.

Я предлагаю нашим деловым объединениям совместно срегионами подумать оборганизации взаимодействия сошколами насистемной основе. Кстати, успешным примером такого сотрудничества стало создание первых детских технопарков. Они уже начали свою работу вХанты-Мансийске иНефтеюганске, планируются вНабережных Челнах ивнекоторых других городах страны.

Вцелом нужно продолжить развитие дополнительного образования, технических кружков, творческих студий испортивных секций. Совершенствовать систему поиска иподдержки одарённых детей. Но, конечно, поддерживать нужно всех. Иконечно, неотъемлемой частью современной образовательной среды должны стать музеи, театры,библиотеки, общественные проекты всфере патриотического воспитания, различные движения волонтёров.

Уважаемые коллеги! Понятно, что для реализации наших планов необходимы серьёзные ресурсы, при этом главное, конечно,– это эффективность управленческих решений, ипрежде всего науровне региональной власти, которая отвечает засферу образования. Необходимо также участие граждан, политических партий, бизнеса, как я уже говорил, учительского сообщества.

Я хочу вас поблагодарить завнимание, наэтом хотелбы закончить своё вступительное слово. Давайте обсудим все этипроблемы, которые должны, как я уже говорил вначале, находиться всфере нашего постоянного внимания. 

Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования

 

Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования

 

Vystuplenie_na_zasedanii_Gossoveta_po_voprosam.mp4 [90 Mb] (cкачиваний: 4)

 

скачать dle 10.3фильмы бесплатно
Дата: 28-12-2015, 11:56 Категория: Новости МО РС(Я) Просмотров: 995